Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)




1. Продолжите фразы.

а) Информация – это сведения об окружающем нас мире, которые человек получает с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
б) Информатика – это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
в) Информационные технологии – это технологии создания, хранения, обработки, передачи и получения информации, с помощью компьютера и использования программного обеспечения.

2. Установите соответствие между словами левого и правого столбиков.

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


3. Назовите имена объектов:

а) находящихся в вашем портфеле
учебники, тетради, ручка, карандаш, линейка, стерка.
б) расположенных на Рабочем столе компьютера
ярлыки, папки, документы, часы, клавиатор, панель задач, кнопка «Пуск»
в) используемых для хранения информации
дискета, лазерный диск, жёсткий диск, флешка.
г) изучаемых на уроках биологии
растения, организмы, клетки, пищеварение, фотосинтез, обмен веществ
д) изучаемых на уроках математики
числа, дроби, сложение, вычитание, умножение, деление.
е) изучаемых на уроке географии
страны, города, стороны света, климат, рельеф, масштаб, океаны, моря, озёра, полезные ископаемые
ж) изучаемых на уроках информатики
информация, компьютер, устройства компьютера, кодирование, таблицы, графики, схемы.

4. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


5. Вспомните по одному объекту каждого из приведённых множеств и запишите их единичные имена.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


6. Назовите единичные имена нескольких объектов, являющихся основными достопримечательностями:

а) нашей страны:
озеро Байкал, Мамаев Курган и Родина мать, Долина Гейзеров, Петергоф, Эльбрус, Столбы выветривания, Гора Кольцо, музей-усадьба Коломенское, Московский кремль
б) столицы нашего государства:
Спасская башня, Архангельский собор, Успенский собор, Царь-колокол, Царь-пушка, Храм Василия Блаженного, Мавзолей, ГУМ, Казанский собор, Лобное место
в) вашей малой родины:
выполните самостоятельно

7. Внимательно прочитайте текст п. 1.1 «Объекты и их имена». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты по 1-2 абзаца и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


8. Продолжите фразы.

а) Под признаками объекта мы будем понимать его свойства, действия, поведение, состояние.
б) Свойства объекта отвечает на вопросы: «Чем может отличаться данный объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?»
в) Действия объекта отвечает на вопросы: «Что он может делать?» (активное действие), «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).
г) Поведение объекта это пошаговое описание каждого действия, соответственного этому объекту.
д) Состояние объекта определённое сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.

9. Запишите величины и их значения, определяющие следующие свойства объектов:
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


10. Запишите несколько свойств объектов операционной системы.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


11. Заполните таблицу.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


12. Запишите несколько действий, которые можно совершать с объектами операционной системы.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


13. Опишите последовательность действий:


а) ученика при самостоятельном изучении параграфа учебника:
ученик берёт учебник;
уточняет, какой параграф надо выучить;
открывает учебник, находит необходимый параграф, читает, отвечает на вопросы, повторяет, закрывает учебник.

б) мамы при варке манной каши:
берёт кастрюлю, наливает воду или молоко;
включает печку, ставит кастрюлю на огонь;
берёт крупу (манку), доводит до кипения воду или молоко, помещает манку в кастрюлю с молоком и перемешивает;
добавляет соль, сахар;
снимает кастрюлю с печки, выключает печку.

в) Василисы Премудрой, которая должна ровно 7 минут варить эликсир бессмертия и имеет в своём распоряжении двое песочных часов: на 3 минуты и на 8 минут:
1) запустить одновременно обои песочные часы, каждый раз переворачивая часы по 3 мин.
Когда закончится песок в часах по 8 минут немедленно включить эликсир и он будет вариться 1 минуту, которая осталась в часах по 3 минуты после второго переворачивания 3х3-8=1
2) Ещё дважды воспользоваться часами по 3 минуты и выключить эликсир. Он будет вариться 7 минут 1+3+3=7.

14. Внести недостающие надписи в схему.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


15. Внимательно прочитайте текст п. 1.2 «Признаки объектов». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


16. Проведите мини-исследование. Все файлы, создаваемые при выполнении работы, сохраняйте в собственной папке. После завершения работы удалите созданные файлы.

1) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D1, указав тип файла Текстовый документ.
Запишите имя D1 и размер 11 байт созданного файла.

Объясните, почему созданный файл имеет именно такой размер.
В текстовом файле один символ равен размеру 1 байт.
В слове «информатика» 11 символов, следовательно, размер файла с данным словом будет 11 байт.

2) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D2, указав тип файла Текстовый документ в кодировке Unicode.
Запишите имя D2 и размер 24 байта созданного файла.

Сравните размер нового файла с предыдущим.
Размер данного файла 24 байта, а предыдущего 11 байт.
Чем это объясняется?
Файл Текстовый документ в кодировке имеет больший размер, чем без кодировки, т.е. кодирование информации увеличивает размер файла.

3) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D3, указав тип файла Файл RTF.
Запишите имя D3 и размер 222 байта созданного файла.

Сравните размер нового файла с предыдущим.
Данный файл имеет больший размер, чем два предыдущих текстовых файла.
Чем это объясняется?
Файл RTF в отличии от текстовых документов может сохранять дополнительную информацию: тип и размер шрифта, начертание, выравнивание и другие свойства текста.

4) Отметьте истинные высказывания.

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


5) Почему файл D1.txt, имеющий информационный объём 11 байтов, занимает на диске 4 Кб?
Размер файла на жёстком диске может превышать размер самого файла, т.к. вся информация записывается в кластеры. Файл будет занимать место кратное количеству кластеров. Размер кластера для файловой системы NTFS (операционных систем Windows 7 и Windows XP) равен 4,00 Кб (4096 байт).

17. Для каждой пары объектов укажите связывающие их отношение.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


18. Придумайте примеры отношений «является элементом множества», «входит в состав», «предшествует» и представьте их с помощью схем.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


19. Установите соответствие.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


20. Приведите примеры.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


21. Запишите отношения между парами объектов, представленными на рисунках.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


22. Приведите 2-3 примера пар объектов, имена отношений которых не изменяются, когда меняются местами имена объектов.
Киев старый город, как и Москва.
Петя дружит с Васей.
Россия как и США является правовым государством.

23. Внимательно прочитайте текст п. 1.3 «Отношения объектов». Опишите, каким образом строятся схемы отношений.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


24. Для каждого подмножества запишите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (запишите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»).
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


25. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью»:
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


26. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношением «является разновидностью»:
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


27. В каждой группе найдите и зачеркните один «лишний» объект, не подходящий к остальным по некоторому признаку; для оставшихся объектов укажите общий признак.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


28. Изобразите схему разновидностей для документов, находящихся в вашей личной папке.

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)

29. Внимательно прочитайте текст п. 1.4 «Разновидности объектов и их классификация». Дайте письменный ответ на вопрос: «Для чего нужна классификация?»
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)




30. Составьте схемы состава для следующих объектов.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


31. Для каждой из приведённых пар «объект – его часть» запишите действие, которое можно выполнять со всем объектом, и действие, которое можно выполнять с его частью.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


32. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.
В летнем лагере отдыха 86 семиклассников. 8 из них не любят компьютерные игры. 54 семиклассника предпочитают квесты, 62 – симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты, и в симуляторы?

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


33. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.
В салоне небольшого самолёта летят 42 пассажира. Некоторые из них москвичи, остальные – иногородние. Среди москвичей 9 мужчин. Некоторые из пассажиров артисты, но ни одна из иногородних женщин не является артисткой. Всего иногородних мужчин 18. Из них 13 – не артисты. Среди пассажиров, не являющихся артистами, 16 мужчин и 11 женщин. 6 москвичей не артисты.
Разберитесь, пожалуйста, с пассажирами: кто есть кто?

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


34. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.
Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих плодов были большими, остальные – маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные – зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш – 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки. Сколько было таких яблок?

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


35. Внимательно прочитайте текст п. 1.5 «Состав объектов». Дайте письменный ответ на вопрос «Почему схема состава отражает строение объекта?»
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


36. Продолжите фразы.

а) Система - целое, состоящее из частей, связанных между собой.
б) Системный подход – подход к описанию сложного объекта, при котором не просто называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние.
в) Структура – порядок объединения элементов, составляющих систему.
г) Системный эффект заключается в том, что при объединении элементов в систему, у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.


37. Установите соответствие.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


38. Заполните таблицу, выделив подсистемы в следующих системах.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


39. Заполните таблицу, определив надсистемы для следующих систем.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


40. Внимательно прочитайте текст п. 1.6 «Системы объектов». Выпишите основные понятия, с которыми вы познакомились в этом параграфе.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


41. Рассмотрите выращиваемый на грядке лук как систему, взаимодействующую с окружающей средой. Опишите входы и выходы этой системы.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


42. В каждой системе протекают некоторые внутренние процессы, которые могут быть известны или неизвестны человеку. Человек может не знать, как «внутри» устроена система, но понимать, к каким результатам на выходе приведут определённые воздействия на входе. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «чёрный ящик».
Для каждой ситуации укажите систему, о которой в ней идёт речь. Отметьте ситуации, в которых системы могут восприниматься как «чёрный ящик».

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


43. Автоматическое устройство имеет один вход, можно подавать на него натуральные числа или последовательности символов и наблюдать результат на выходе. По таблице наблюдений определите тип входных данных и правило, по которому осуществляется их преобразование.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


44. Автоматическое устройство имеет два входа, можно подавать на них натуральные числа и наблюдать результат на выходе. По таблице наблюдений определите правило, по которому автоматическое устройство осуществляет преобразование информации.

Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


45. Внимательно прочитайте текст п. 1.7 «Система и окружающая среда». Составьте план пересказа этого параграфа.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


46. Продолжите фразы.

а) Персональный компьютер
состоит из подсистем: аппаратное обеспечение, информационные ресурсы, программное обеспечение.
б) Программное обеспечение совокупность всех программ компьютера.
в) Операционная система пакет программ, управляющих работой компьютера, обеспечивающих связь между человеком и компьютером, а также запуск прикладных программ.
г) Файл информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.
д) Пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задачи.
е) Пользовательский интерфейс взаимодействие человека и компьютера, которое обеспечивается операционной системой.

47. Завершите изображение структуры системы «персональный компьютер».
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


48. Внимательно прочитайте текст п. 1.8 «Персональный компьютер как система». Внесите необходимые дополнения в схему.
Задания к главе «Объекты и системы» (Ответы)


49. Творческое задание. Опишите пользовательский интерфейс компьютера будущего.

Мне кажется, что в будущем будет голосовое управление, расширенное использование трёхмерных моделей – голографии.
Компьютер будет саморазвивающимся, будет способен понимать множество условных сигналов и будет подстраиваться под пользователя (под его интересы, расписание и т.п.)


50. Выпишите основные понятия главы 1 «Объекты и системы» и дайте их определения.

Информация –
это сведения об окружающем нас мире, которые человек получает с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Информатика – это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Объект – это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
а) Под признаками объекта мы будем понимать его свойства, действия, поведение, состояние.
б) Свойства объекта отвечает на вопросы: «Чем может отличаться данный объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?»
в) Действия объекта отвечает на вопросы: «Что он может делать?» (активное действие), «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).
г) Поведение объекта это пошаговое описание каждого действия, соответственного этому объекту.
д) Состояние объекта определённое сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.

Класс – подмножество объектов, имеющих общие признаки.
Классификация – деление множества объектов на классы.
Схема разновидностей – это схема отношений между множествами и подмножествами объектов.
Схема состава отражает не только составные части, но и порядок, в котором предмет разбирался на части.
Система - целое, состоящее из частей, связанных между собой.

Структура – порядок объединения элементов, составляющих систему.
а) Персональный компьютер состоит из подсистем: аппаратное обеспечение, информационные ресурсы, программное обеспечение.
б) Программное обеспечение совокупность всех программ компьютера.
в) Операционная система пакет программ, управляющих работой компьютера, обеспечивающих связь между человеком и компьютером, а также запуск прикладных программ.
г) Файл информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.
д) Информационные технологии – это технологии создания, хранения, обработки, передачи и получения информации, с помощью компьютера и использования программного обеспечения.
е) Пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задачи.
ж) Пользовательский интерфейс взаимодействие человека и компьютера, которое обеспечивается операционной системой.