Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)




1. Напишите в столбик последовательность своих действий при:
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


2. Продолжите фразы:
1) Алгоритм — это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
2) Разрабатывать алгоритмы может только человек.
3) Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, бытовая техника.

3. Укажите истинное высказывание (отметьте точкой).
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


4. Каких сведений вам не хватает для ответа на следующие вопросы?
Запишите все исходные данные, необходимые для решения задачи.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


5. Укажите те задачи, которые вы считаете четко сформулированными (отметьте «галочками»).
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


6. Определите полный набор исходных данных для решения следующих задач.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


7. Продолжите фразы:
1) Исполнитель — это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способное выполнять заданные команды.
2) Система команд исполнителя (СКИ) — это команды, которые может выполнить конкретный пользователь.
3) Робот — это автоматическое устройство, предписанное в роли исполнителя.

8. Укажите истинные высказывания (отметьте «галочками»).
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


9. Какие исполнители могут выполнять следующие виды работ?
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


10. Запишите несколько примеров исполнителей-технических устройств, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
Магнитофон, микроволновая печь, компьютер, стиральная машина, электрочайник, мобильный телефон и другие.

11. Фирма «Электронные приборы» выпустила автоматизированную ванну «Банный комплекс-XXI», пульт управления которой представлен на рисунке.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


12. В вашем распоряжении имеется два кувшина емкостью 3 и 8 литров. Как с помощью только этих кувшинов набрать из реки 7 литров воды? Опишите возможный план действий.

1) наполнить 8 литровый кувшин водой из реки
2) наполнить 3 литровый кувшин из 8 литрового, и вылить эту воду
3) наполнить 3 литровый кувшин из 8 литрового, и вылить эту воду
4) оставшиеся 2 литра в 8-м кувшине перелить в 3-й кувшин
5) наполнить 8-й кувшин водой из реки
6) из 8-го кувшина доливаем в 3-й кувшин 1 литр

В 8-м кувшине остаётся необходимые 7 литров воды.

13. Василиса Прекрасная должна приготовить эликсир бессмертия. Его нужно варить ровно 7 минут. У Василисы есть двое песочных часов: на 3 и на 8 минут. Как ей нужно действовать?

1) переворачиваем одновременно двое часов
2) как закончится песок в 3-х часах, переворачиваем их (2 раза)
3) как закончится песок в 8-х часах, переворачиваем их (при этом в 3-х остаётся 1 минута)
4) начинаем отсчёт, когда закончится песок в 3-х часах (в 8-х остаётся необходимых 7 минут).

14. Исполнитель Русский повар умеет выполнять следующие команды:
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


15. Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой оси на заданное число делений.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


16. Система команд исполнителя Кузнечика расширилась:
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


17. Обстановка, в которой действует исполнитель Кузнечик, немного изменилась. Теперь он прыгает вдоль числовой оси, над каждым делением которой находится буква.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


18. Напишите для Кузнечика программы, с помощью которых он соберет следующие слова.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


19. Что получится в результате выполнения исполнителем Draw следующих программ?
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)



20. Напишите для исполнителя Draw программу рисования цифр почтового индекса.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)



21. Подумайте, как «одним росчерком пера» нарисовать следующие картинки, при этом ни одна линия не должна проводиться дважды (если это возможно). Напишите для исполнителя Draw такие программы.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


22. Исполнитель Вычислитель умеет выполнять только две команды:
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


23. Исполнитель Вычислитель забыл одну из своих старых команд, но зато освоил новую команду и теперь его СКИ имеет вид:
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


24. Установите соответствие между геометрическими фигурами и названиями блоков блок-схемы (соедините стрелками).
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


25. Выполните устный счет по блок-схеме для чисел X = 64; 125; 840.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


26. Пете захотелось чаю. Он вскипятил в чайнике воду, положил в чашку пакетик заварки, налил туда кипяток, добавил две чайные ложки сахара, размешал их ложкой и с удовольствием выпил свой чай.
Оформите алгоритм действий Пети в виде блок-схемы.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


27. Оформите в виде блок-схемы алгоритм приготовления каши из топора по мотивам русской народной сказки.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


28. Придумайте пример линейного алгоритма, который можно записать с помощью следующей блок-схемы:

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


29. По каналу один за другим идут пароходы «Обь» и «Восток». Навстречу им идут один за другим пароходы «Мир» и «Енисей». Канал такой ширины, что два парохода в нем разойтись не могут. Но с одной стороны канал имеет расширение, в котором может поместиться один пароход.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


30. Имеется четыре арбуза различной массы. Как, пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке возрастания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.

1) сравниваем по весу первую пару арбузов
2) сравниваем по весу вторую пару арбузов
3) сравниваем более тяжёлые арбузы из первой и второй пары. Более тяжёлый займёт 1-е место.
4) Сравниваем более лёгкие арбузы из первой и второй пары. Более лёгкий из них займёт 4-е место.
5) Сравниваем два оставшихся арбуза. Более тяжёлый из них займёт 2-е место, другой – 3-е место.

31. Найдите структуру «ветвление» в стихах известных поэтов. Запишите два примера.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


32. Выполните вычисления по блок-схеме для чисел X = 33; 42; 75 (запишите ответы в таблицу).
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


33. Внимательно рассмотрите блок-схему. Сформулируйте в словесной форме признак, о котором в ней идет речь.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


34. Оформите в виде блок-схемы признак делимости натурального числа на 3.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


35. Запишите с помощью блок-схем следующие пословицы.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


36. Вспомните пословицы, которые можно записать в виде следующих блок-схем.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


37. На конце существительных III склонения после шипящих в формах именительного и винительного падежей пишется «ь». В конце существительных II склонения после шипящих «ь» не пишется.
Оформите это правило в виде блок-схемы.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)




38. Для того чтобы успешно ориентироваться на местности, нужно знать следующее:
1) если в ясный полдень стать спиной к солнцу, то впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад;
2) если в ясную полночь найти на небе Полярную звезду, то север будет находиться по направлению к ней;
3) если на местности есть отдельно стоящее дерево, то сторона, с которой его ветви короче, является северной;
4) если на местности есть муравейник, то сторона, с которой он более пологий, является южной;
5) если на местности есть пень, то сторона, с которой у него годовые кольца шире, является южной;
6) если на местности есть камень, то сторона, с которой он покрыт мхом, является северной.

Оформите данный алгоритм ориентирования на местности в виде блок-схемы.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


39. Вспомните русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Составьте блок-схему для выбора маршрута по надписям на придорожном камне. По какой ветви пошел Иван-царевич?
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


40. Петя и Коля играют в следующую игру. Петя задумывает натуральное число, не превосходящее 8. Коля должен это число отгадать. Он может задавать Пете вопросы, допускающие только ответы «да» или «нет». Коля старается за наименьшее число вопросов отгадать число, задуманное Петей. Его стратегия основана на делении числового интервала пополам ц выяснении, в какой из половин находится задуманное число.
Пользуясь этой стратегией, внесите недостающие записи в схему.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


41. Имеется 5 монет, среди которых одна фальшивая (легче других). Придумайте способ нахождения фальшивой монеты за минимальное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Запишите свои рассуждения, используя связку «если ..., то ...».

Разложим монеты на три кучки: 2+2+1
Взвешиваем первые две кучки.
Если они равны, то оставшаяся монета будет фальшивой.
Если они не равны, то взвешиваем более лёгкую пару.
Если монета легче, то она фальшивая.

42. В коробке лежат 26 бриллиантов, из которых один природного происхождения, остальные — его копии, изготовленные в лаборатории. Массы искусственных бриллиантов одинаковы, масса природного немного меньше. Продумайте план действий для нахождения природного бриллианта за три взвешивания на чашечных весах без гирь. Запишите свои рассуждения, используя связку «если ..., то ...».

Разложим бриллианты на 3 кучки: 9+9+8.
Взвешиваем 2 первые кучки. Если их вес равен, то искомый бриллиант среди оставшихся восьми.
Если их вес не равен, то искомый бриллиант в более лёгкой кучке.
В первом случае: разбиваем на кучки: 3+3+2, во втором: 3+3+3.
Далее взвешиваем первые две. Если их вес совпадает, то искомый бриллиант в 3-й кучке.
Если нет, то в более лёгкой.
И т.д. до тех пор, пока не найдём искомый бриллиант.

43. Из четырех внешне одинаковых деталей одна отличается по массе от трех остальных, однако неизвестно, больше ее масса или меньше. Как выявить эту деталь двумя взвешиваниями на чашечных весах без гирь?
Запишите свои рассуждения, используя связку «если ..., то ...».


Взвешиваем любые две детали.
Если их масса равна, то искомая среди двух других.
Заменяем одну деталь на другую.
Если их масса равна, то оставшаяся деталь – искомая.
Если масса не равна, то искомой будет деталь, которую взвешивали позже.
Если при первом взвешивании масса деталей не равна, то искомая – среди них.
Заменяем одну на другую.
Если их масса равна, то искомая – заменённая деталь.

44. Выполните алгоритм для заданных чисел.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)

Что является результатом данного алгоритма?
Результатом является наибольший общий делитель (НОД).

Запишите в виде нумерованного списка последовательность действий (алгоритм), которую вы выполняете на уроках математики для достижения такого же результата.
Чтобы найти наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел необходимо:
1) разложить данные натуральные числа на простые множители;
2) из множителей, входящих в разложенные числа, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел;
3) найти произведение оставшихся множителей.

Какие команды (операции) должен уметь выполнять исполнитель первого и исполнитель второго алгоритма? Запишите их.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


45. Руслан учит наизусть четверостишие, заданное по литературе. Он один раз прочитывает четверостишие и пытается воспроизвести его по памяти. Так он будет делать до тех пор, пока не рас¬скажет четверостишие без единой ошибки.
Запишите действия Руслана в виде блок-схемы.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


46. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Запишите действия Маши в виде блок-схемы.

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


47. В узком и очень длинном желобе находятся 8 шариков, четыре черных слева и четыре белых чуть-чуть большего диаметра справа. В средней части желоба в стенке имеется небольшая ниша, в которой может поместиться один черный или один белый шарик. Два любых шарика могут расположиться рядом поперек желоба только в том месте, где находится ниша. Левый конец желоба закрыт, а в правом конце есть отверстие, через которое может пройти черный шарик, но не может пройти белый.
Вынимать шарики из желоба не разрешается. Как выкатить из желоба все черные шарики?

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)



48. Что получится после того, как исполнитель Draw три раза выполнит следующую цепочку команд?

Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


49. Коля предложил Пете более сложную игру, чем изложенная в задании 40. Коля задумывает натуральное число из интервала от 1 до N. Петя должен это число отгадать. Он может задавать Коле вопросы, допускающие только ответы «да» или «нет». Петя разработал алгоритм, позволяющий за наименьшее число вопросов отгадать число, задуманное Колей.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)


50. Представьте в виде блок-схемы алгоритм, по которому определяется, какое из двух слов должно стоять в словаре раньше, а какое позже, если словарь упорядочивается в лексикографическом порядке.
Задания к главе «Алгоритмы и исполнители» (Ответы)